Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/u183777/hramchaikru/engine/modules/static.php on line 145 Версия для печати > Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье.
Главная > Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье.

 1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. 2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. 3. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. 4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. 5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. 6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. 7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. 8. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? 9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; 10. а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. 11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. 12. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. 13. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. 14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 15. и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. 16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. 17. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. 18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; 19. и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. 20. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. 21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. 22. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. 23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. 24. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. 25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. 26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? 27. Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. 28. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. 29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. 30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. 31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. 32. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. 33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился 34. и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. 35. Иисус прослезился. 36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. 37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? 38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. 39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. 40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? 41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. 42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. 43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. 44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. 45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. (Ин. 11, 1-45)

Так описывается в Евангелии чудо воскрешения праведного Лазаря. Православные христиане празднуют память этого события в субботу шестой седмицы Великого поста. В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чём свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами Церкви. Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а также прообразовало последующее воскресение всего человечества во время Второго пришествия Спасителя. Лазарева суббота предшествует другому празднику - Вербному воскресенью. Этими праздниками завершается Великий пост, который готовит христиан к Страстной Седмице. В эти дни совершаются праздничные богослужения, ослабляется телесный пост - разрешается вкушение рыбной икры в субботу и рыбы в воскресенье.

Вход Господень в Иерусалим или вербное воскресенье, которое по церковнославянски называется Неделей ваий (ваия - листья пальм, которые постилал народ на дорогу при встрече Спасителя в Иерусалиме), праздник одновременно и радостный и трагичный. Христос своим входом не только несомненно явил себя миру как Мессия, не только возвестил действительное наступление Царствия Божия на земле, но и начал свое восхождение на Голгофу, свой крестный путь на страдания и смерть. Множество народа, уже знавшего о недавнем воскрешении Лазаря, что не могло не поразить их и не уверить в мессианском достоинстве Христа, постилали свои одежды по дороге, другие же стелили срезанные ветви деревьев; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 8-9). Причем по указанию евангелий, «осанна», т.е. по-еврейски «Спасай нас!», - возглас, которым приветствовали царей, Спасителю возгласили и младенцы, и даже совсем маленькие грудные дети, которые по возрасту просто не могли еще говорить, - хвала Спасителю стала первым словом, сошедшим из их уст (Мф. 21, 16). Так сбылось еще одно пророчество Ветхого Завета, переданное устами псалмопевца Давида: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8, 3). Вот как повествует об этом Святое Евангелие:

"1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. 4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. 6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. 8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна* Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! 10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? 11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. 12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. 14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? 17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь." (Матф. 21, 1-17)

Итак, закончилась святая Четыредесятница - Великий пост. Начинается Страстная Седмица, время, посвященное воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. "Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная)..." По традиции на Руси ветви пальм символизируют распустившиеся веточки вербы, с которыми верующие приходят в храм на вечернее богослужение в субботу, когда совершается освящение ваий. Освященные веточки прихожане уносят домой и хранят в святом углу возле икон, как воспоминание о празднике. Освященная верба - символ жизни, которую даровал нам Христос. К сожалению, в народе до сих пор встречается вполне языческое отношение к вербе, например, распространенный обычай хлестать друг друга ветками вербы, якобы изгоняя тем самым нечистую силу, или поверье, что съеденные сережки вербы исцеляют от болезней, а брошенная в огонь ветка вербы, усмиряет пламя. Все эти поверья из разряда православного суеверия и не имеют под собой никакой основы. К освященным предметам надо относиться с благоговением, но не делать из них предметы магических ритуалов и наделять сверхъестественной силой. Тем более, что без искренней веры во Христа и Его Церковь, осознания своих грехов, Причастия, молитвы, никакая святыня действия, скорее всего, не окажет. Вышесказанное не отменяет того факта, что с освященными веточками вербы часто случаются маленькие чудеса. Известны случаи, когда простоявшая целый год без воды ветка вербы, зацветала и пускала корни.

Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних!


Назад к списку


Вернуться назад